В 1998 году страна широко и помпезно отметила 60-летие Владимира ВЫСОЦКОГО

В 1998 году страна широко и помпезно отметила 60-летие Владимира ВЫСОЦКОГО. Кульминацией праздничных январских дней стал гала-концерт «Я, конечно, вернусь…» в московском спорткомплексе «Олимпийский», на котором звёзды российской эстрады исполняли наиболее известные песни барда. Этот концерт еще задолго до его проведения был встречен поклонниками авторской песни, как говорится, в штыки.Показать полностью… Ими высказывалось мнение, что «попсовые» исполнители не только не могут, но и не имеют права на всю страну исполнять песни Высоцкого, потому что вся поэзия юбиляра сопоставима не столько с тем временем, в котором он жил, сколько непосредственно с его именем, личностью, голосом. Приводился, казалось бы, железный аргумент: при жизни Высоцкого его песни никогда не звучали в чужом исполнении. Не желая участвовать в полемике, тем более в давно отшумевшей, всё же позволю заметить, что данное суждение не имеет под собой никакой реальной основы. В 60-70-е годы прошлого века песни Владимира Высоцкого звучали с экранов кинотеатров, записывались на пластинки и исполнялись с эстрады многими известными певцами и драматическими актёрами. Например, только в 1966 году вышли сразу три художественных фильма, где песни барда исполняли его коллеги по актерскому ремеслу: «Я родом из детства», песню «Братские могилы» спел Марк Бернес; «Последний жулик» (музыку к песням написал М.Таривердиев) – Николай Губенко; «Саша-Сашенька» (комп. М.Таривердиев) – Лев Прыгунов. Из дальнейших работ Владимира Семеновича в качестве создателя песен для других исполнителей хотелось бы упомянуть фильмы: «Интервенция» (1968 г., комп. С.Слонимский) – Ефим Копелян; «Хозяин тайги» (1968 г.) – дуэт с Валерием Золотухиным; «Опасные гастроли» (1969 г., комп. А.Билаш) – Рада и Николай Волшаниновы; «Дела давно минувших дней» (1972 г., комп. И.Шварц) – Инна Варшавская; «Чёрный принц» (1973 г., комп. И.Шварц) – Валентина Толкунова; «Контрабанда» (1974 г., комп. Е. и А.Геворгян) – дуэт с Ниной Шацкой; «Одиножды один» (1974 г., комп. Э.Хагагортян) – Анатолий Папанов (это была не первая встреча актера с песнями Высоцкого: в 1968 г. в спектакле Театра сатиры «Последний парад» он, Вера Васильева, Роман Ткачук и Михаил Державин исполнили несколько композиций барда); «Вооружен и очень опасен» (1976 г., комп. Г.Фиртич) – Людмила Сенчина; «Точка отсчёта» (1979 г.) – Марина Влади. К этому можно добавить, что в 1968 году на грампластинке вышла «Песня о друге» В. Высоцкого в исполнении популярного эстрадного певца Владимира Макарова. В 1976 году наряду с Высоцким песни к дискоспектаклю «Алиса в стране чудес» записали Клара Румянова, Всеволод Абдулов и многие другие актёры театра и кино. Разумеется, всё вышеизложенное не претендует на полное раскрытие затронутой темы. Но надо отдавать отчёт, что при общем внешнем благополучии, каждый подобный факт творческой биографии Владимира Высоцкого должен рассматриваться как маленькая победа, которая, в силу существующих тогда обстоятельств, никогда не давалась без боя. "Об анекдотичном (на сегодня) факте поведал популярный в 60-70 годы эстрадный певец Эдуард Хиль. Композитор Вениамин Баснер написал три песни на стихи Высоцкого. С ними Хиль приехал в столицу на худсовет на утверждение концертной программы. В составе худсовета – Пахмутова, Флярковский, Хренников. Мэтры говорят: "Эта песня не пойдёт. В ней слова Высоцкого!". – Так это не тот Высоцкий, – нашёлся Хиль. – Это Василий, наш малоизвестный ленинградский поэт. И песню пропустили на "ура". Потом даже вышла пластинка с песней "Вы меня возьмите в море, моряки" на фирме "Мелодия" – сл. В.Высоцкого, муз. В.Баснера (исключительно инициалами обошлись, дабы не гневить начальство и себя лишний раз не подставлять). Даже в сборнике "Поёт Эдуард Хиль", выпущенном в ленинградском издательстве "Музыка" в 1976 году появился текст песни "Когда я спотыкаюсь на стихах".*1© Константин СЕМЫНИН «Шесть мифов о Владимире Высоцком» https://www.proza.ru/2012/07/17/614 ___________________________ Литература:*1. Сушко Ю. "Мой чёрный человек в костюме сером…" / "Вагант-Москва", 2002, № 4-6, с.29-30.