27 августа - День российского кино ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

27 августа - День российского кино ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ. В КАДРЕ И ЗА КАДРОМВыставка, подготовленная Государственным культурным центром-музеем «Дом Высоцкого на Таганке», при участии Российского государственного архива литературы и искусства и киноконцерна «Мосфильм», посвящена проходящему в России Году кино.Показать полностью… Владимир Высоцкий и кино – тема богатейшая, годом кино можно было назвать практически каждый год в творческой жизни поэта и артиста. Как говорил сам Высоцкий, «тот, кто вдохнул воздух кинопавильона, тот отравлен кинематографом навек. Я отравлен, и это прекрасно». Отношения Владимира Высоцкого с кино были трудными, порой драматичными: несостоявшиеся работы артиста, отвергнутые песни, иногда вырезанные уже из готового фильма. Однако плодом этого сотрудничества бывали и прекрасные фильмы, роли, песни, прозвучавшие в кинофильмах. И нам нужно быть благодарными этому сотрудничеству с кинематографом, ведь оно было огромным творческим стимулом для поэта – для кино Высоцким была написана довольно большая часть его наследия, а это более 130 песен. Фильмография Владимира Высоцкого довольно обширна, 28 сыгранных в кино ролей, 21 фильм, в которых прозвучали только его песни, несколько фильмов, в которых он участвовал в обеих своих ипостасях – и поэта, и актёра. О большинстве этих работ рассказывает данная выставка. Творческая карьера Владимира Высоцкого в кино, как это часто бывает, начиналась с небольших ролей, зачастую эпизодов. Так, в первом его фильме «Сверстницы» он практически сказал одну фразу – «Сундук и корыто». И чуть не заикался от волнения. Потом уже были большие и главные роли, среди его состоявшихся киноработ – такие полюбившиеся зрителям фильмы как «Вертикаль», в которой на всю страну прозвучала его «Песня о друге» и другие песни о горах, «Служили два товарища», с прекрасной ролью поручика Брусенцова, «Плохой хороший человек» по повести А. П. Чехова, «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», и, конечно, легендарный фильм «Место встречи изменить нельзя» с не менее легендарным Жегловым. И ещё – счастливо случившаяся последняя роль по творчеству любимого поэта А. С. Пушкина – Дон Гуан, остро и неожиданно сыгранный, удивительно достоверный. Но всё-таки, таких ролей в его судьбе было не так много, как он заслуживал – по уровню таланта, самоотдачи, знаниям специфики кинематографа. Вениамин Смехов вспоминал, что Владимир Высоцкий умел в кино всё и за всех – от актёра до каскадёра и до оператора и осветителя. Кстати, трюки в кино он всегда выполнял сам. Однако было и около 30 фильмов, где роли так и не случились. Но сохранились кинопробы. Это поистине шедевры актерского мастерства: проба к фильму «Емельян Пугачев», где Владимир Высоцкий должен был играть заглавную роль (а Марина Влади – императрицу Екатерину), прекрасно снятая проба к фильму «Вторая попытка Виктора Крохина» – там не состоялась роль солдата, инвалида войны… Многие из этих редких кинопроб можно увидеть на выставке, и они откроют для посетителей неожиданные грани таланта актёра Владимира Высоцкого. Немаловажная часть выставки посвящена песням Владимира Высоцкого для кинофильмов. Некоторые прозвучали в фильмах, но большая часть не вошла в них. Ведь зачастую его песни были крупнее, серьёзнее, чем сам фильм, как сказал режиссер Александр Митта – «находились в другой весовой категории». Из разряда таких шедевров – шесть баллад к фильму «Стрелы Робин Гуда», известные песни «Купола» и «Разбойничья» для фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», замечательная «Баллада о брошенном корабле» и знаменитые «Кони привередливые» для фильма «Земля Санникова». Как огорченно иногда говорил сам автор: «Мне сказали, что баллады надо убрать, потому что фильм-то не уберешь…» Но, несмотря на это – песни, созданные для кино, остались нам, благодарным слушателям и читателям. И Высоцкий прекрасно понимал это: «Я буду продолжать работать в кино. Я совсем не ропщу на судьбу… Я им продлеваю жизнь, как могу». Была и ещё одна грань таланта Владимира Высоцкого, совершенно неизвестная широкому зрителю. Это его сценарии и режиссёрские замыслы. Сценарии поэт писал на протяжении многих лет, к сожалению, ни один из них не был воплощен на экране. Исключением был фильм «Зеленый фургон», сценарий которого был написан В.Высоцким в соавторстве с И. Шевцовым. Владимир Семенович собирался снимать этот фильм как режиссёр, играть в нем одну из главных ролей, исполнять в этой киноленте свои песни. Сделать фильм, «как песню». Этот замысел он не успел осуществить – шёл уже 1980 год, последний в жизни артиста и поэта… На выставке представлены кадры из многих кинофильмов с участием Владимира Высоцкого, редкие документы, автографы песен. Обращают на себя внимание подлинный эскиз костюма Дон Гуана из «Маленьких трагедий» (художник по костюмам Н. Фомина), куклы, изображающие героев фильма, работы О. Вентцель. Представлен диплом и медаль лауреата Государственной премии, присуждённой Владимиру Семеновичу Высоцкому (к сожалению, посмертно) за роль Глеба Жеглова и авторское исполнение песен в 1987 году. О работе Владимира Высоцкого в кинематографе расскажет фильм Эльдара Рязанова «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». Выставка «Владимир Высоцкий. В кадре и за кадром» – это ещё одно прикосновение к образу поэта и артиста и огромная благодарность кино как искусству, давшему Владимиру Высоцкого возможность для одного из важнейших творческих воплощений и оставившему потомкам его зримый образ, свидетельство его огромного таланта. http://www.visotsky.ru/home/informatsiya/8-novosti/15..